
Когда с вашим ребенком происходит что-то тревожное, стоит направить свои шаги к опытному психологу. Обычно Специалисту достаточно собрать достоверную беседу с родителями и поговорить/поиграть с маленьким Пациентом, чтобы изначально определить характер проблемы. Однако иногда бывает так, что психолог не может распознать проблему ребенка на основании стандартных методов психологического обследования, применяемых на консультациях. В такой ситуации рекомендуется профессиональная психологическая диагностика ребенка, на основании которой можно исключить или подтвердить ряд психических затруднений. Если вам нужен когнитивно поведенческий терапевт, то переходите на сайт SPOKOINO.
Всегда лучше начинать искать помощь ребенку с консультации детского психолога. В ходе беседы вы можете описать Специалисту, что беспокоит вашего сына или дочь, а также поделиться своими подозрениями относительно источника этих трудностей. Часто бывает так, что родители на основании разговоров с друзьями или информации, найденной в Интернете, подозревают, например, аутизм у ребенка. Психологическая консультация — правильный способ заранее определить, рекомендуется ли диагностика спектра аутизма в случае нашего ребенка. Если детский психолог подтвердит, что есть основания подозревать, что ребенок борется с расстройствами аутистического спектра или другими расстройствами сложного характера, то рекомендуется комплексная психолого-психиатрическая диагностика.
Когда рекомендуется психологическая диагностика ребенка?
- Как уже было сказано выше — когда есть обоснованное подозрение, что источником затруднений ребенка являются так называемые первазивные нарушения развития – не только расстройства аутистического спектра, но и, например, синдром дефицита внимания: СДВГ;
- Когда ребенок вызывает трудности в обучении, заметные как в школе/детском саду, так и дома, и не реагирует на увещевания и наказания;
- Когда у ребенка появляются симптомы, которые психолог не может «сопоставить» с одним расстройством: например, он страдает подавленным настроением, но при этом гиперактивен;
- Когда проблемы ребенка затрагивают многие сферы жизни: то есть, например, приводят к конфликтам в семье, при этом способствуют плохим отношениям ребенка со сверстниками и проблемам в обучении.
Пошаговая психологическая диагностика ребенка
Собственное название процесса диагностики психического здоровья ребенка – именно психолого-психиатрическая диагностика. Диагностикой должны заниматься как детский психолог-диагност, так и детский психиатр, что непременно исключит или подтвердит всевозможные психические проблемы у ребенка. Затем специалисты вместе ставят диагноз, основываясь на своих наблюдениях, психологическом обследовании ребенка, медицинском осмотре и стандартизированных психологических тестах для детей и их результатах. После постановки диагноза ребенку выдается окончательное психолого-психиатрическое заключение: медицинский диагноз, который необходим, в том числе, для при последующих попытках предоставить ребенку степень инвалидности, индивидуальный курс обучения или право на индивидуальное образование.
Схема детской диагностики
- Первая встреча происходит только с родителями и используется для сбора интервью.
- Ребенка приглашают на вторую встречу. Точный ход второго сеанса может зависеть от цели диагностики:
- Если речь идет о психолого-психиатрической диагностике, направленной на всестороннюю оценку психической деятельности ребенка, то на второй встрече проводится наблюдение за ребенком детским психологом. Наблюдение, в ходе которого клиницист может «в естественных условиях» наблюдать за проявлениями различных затруднений у маленького Пациента, основано на беседе или игре в зависимости от возраста ребенка.
- Если диагностика направлена на выявление или исключение расстройств аутистического спектра у ребенка, как правило, рекомендуется использовать второе и третье заседания диагностического цикла для проведения обследования с использованием Протокол ADOS-2. Это обследование состоит из серии игр или бесед на различные темы (опять же, это зависит от возраста больного), последовательность и ход которых точно определены. На этой основе можно определить, есть ли у ребенка ряд симптомов аутистического спектра. Однако стоит подчеркнуть, что аутизм может быть диагностирован и в ходе диагностики по предлагаемой нами «общей» схеме. Рекомендуется придерживаться базовой модели диагностики, например, когда есть подозрение, что аутизм сопутствует ребенку с другим расстройством/расстройствами.
- На третьей встрече по схеме «общая» диагностика психолог проводит углубленную психологическую диагностику ребенка с использованием профессиональных психологических тестов.
- Четвертая встреча – консультация врача-психиатра-диагноста, который проводит краткую беседу с родителями, а затем осуществляет психиатрическую экспертизу на основе игры или беседы с Больным. Он обсуждает свои наблюдения с психологом, проводящим диагностику, на основании чего диагностическая «бригада» формулирует окончательное решение.
- Последняя встреча происходит снова только с родителями и служит для постановки диагноза и его обсуждения. Психолог подробно объяснит, в чем трудности вашего ребенка, и пошагово расскажет, что нужно сделать сейчас, чтобы помочь ему.
Какие расстройства может диагностировать психологическая диагностика ребенка?
Модели диагностики, описанные выше, позволяют вам проверить, есть ли у вашего ребенка такие симптомы, как:
- детская депрессия;
- Тревожные расстройства, в том числе школьная фобия;
- Поведенческие расстройства и оппозиционное и бунтарское поведение;
- Расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера;
- СДВГ;
- Нарушения интеллектуального развития и когнитивного функционирования.